Риштанская керамика. Фракталы возрастом в восемь веков
- Кирилл Константинов
- 3 окт. 2016 г.
- 5 мин. чтения
Некоторое время назад мне случайно довелось узнать, как называется керамика из Средней Азии дивного фрактального узора - Риштан. Подобные пиалы есть дома если не у каждого второго любителя чая, то у каждого первого - точно. Свои я, например, получил в подарок на Новый год: не было ни одной, а тут раз - и сразу три. За что очень благодарен. Риштанская керамика прекрасна. Очарование сложных и часто не повторяющихся узоров привлекает внимание и радует глаз, и чашка родом из Риштана одним своим присутствием на чайном столе может задать тон всему чаепитию. Эта посуда обладает красотой, но, как я считаю, душу предмет обретает, лишь когда он обретает историю. Так давайте наделим эту красоту душой...
Риштанской керамикой принято называть разновидность глазурованной посуды, которая готовится из местной красной пористой глины и украшается искусным узором в бирюзово-синих тонах. Это самостоятельный и самобытный класс гончарных изделий, которые получили своё название от населённого пункта, где производятся (Риштан, Риштон, Рештон – название немного меняется в зависимости от языка и страны). Риштан – это небольшой город в центре Ферганской долины, на востоке современного Узбекистана, недалеко от границы с Киргизией. Название города с отсылкой к согдийскому и арабскому диалектам можно перевести, как «Скрытое, надёжное место», «Красные земли» либо как «Верный путь». В течение нескольких десятков лет (при Советской власти) город носил название Куйбышев.

Историю этой прекрасной посуды - что почему-то кажется вполне логичным - имеет смысл начинать из Китая, откуда больше двух тысяч лет назад, во II веке до нашей эры, через всю Азию к Средиземноморью протянулся Великий Шёлковый Путь – одна из важнейших и крупных торговых артерий древнего мира. По Великому Пути ходило множество товаров, среди которых немалую долю занимал шёлк, специи (среди которых наверняка числился и чай) и – керамика. На Шёлковом пути нас интересует северная ветвь, которая начиналась в Дуньхуане и далее шла в Фергану, долину, где и располагался город Риштан. Находясь на пересечении караванных путей между такими странами, как Китай, Индия и Персия, Риштан становится не только важным торговым центром и перевалочным пунктом, но и центром культурным, где можно встретить широчайшее разнообразие продуктов ремесла различных культур и стран. Одним из таких продуктов был китайский фарфор, который пользовался весьма высоким спросом. Китайская керамика часто входила в состав подарков ко двору властителей государств. Для примера - ещё в XI веке нашей эры в дар от султана Салах Ад Дина – он же Саладдин - султану Нур Ад Дину преподносились селадоновые вазы.
Вполне вероятно, что Риштанская керамика стала результатом попыток местных мастеров воссоздать материал, подобный китайскому фарфору. Считается, что начало своё эта традиция берёт в районе XII века нашей эры. Тут и возникло первое различие между традициями двух стран – им стала глина, из которой изготавливалась керамика. Дело в том, что китайский фарфор делался из белой каолиновой глины (она добывалась в одноимённом месте в Китае - 高嶺 Gaoling), дававшей керамическому изделию белизну и чистоту звона, но требовавшей дополнительной обработки из-за высокой огнеупорности и низкой пластичности входившего в состав каолина (глину приходилось смешивать с другими веществами для повышения пластичности и облегчения обжига). Риштанские мастера подобным материалом не обладали (ближайшими центрами по добыче белой глины в Ферганской долине являлись Ангрен на западе и Ош на востоке, находившиеся в сотнях километров от Риштана) - поэтому им пришлось искать материал-заменитель, коим и стала риштанская красная пористая глина (название города "Красные земли" - это неспроста) – хоки сур – содержащая большое количество минералов и будучи при этом лёгкой за счёт пористой структуры. Добывать этот материал было удобно – он залегает на глубине от 0,5 до 1,5 метров, а сами месторождения находятся в непосредственной близости от города. Удобство работы с риштанской глиной было обусловлено также тем, что она она не требовала дополнительной обработки, смешивания и вылёживания (знатоки исинской глины, ау). Единственным техническим элементом подготовки глины к работе является «набивка» - когда сырую глину, смешанную в пластичную массу с усилием бросают об землю для того, чтобы вывести из смеси излишки воздуха и придать глине пластичность.

Вторым различием стало декоративное оформление риштанских керамических изделий – им посуда обязана неповторимой технике глазурования (это действительно так: каждое изделие расписывается вручную, иногда до 25 часов каждое – мастера не пользуются штампами или трафаретами). Глазурь, которой покрывается изделие, носит название ишкор, ишкоровой или ишкорской. Ишкорская глазурь готовится с использованием лазурита, а также золы растений, собираемых в окрестностях - что придает глиняным изделиям своеобразное мягкое сияние. Техника предполагает глазурование изделия в белый фон, после чего идёт роспись в бирюзово-синих тонах. Такие глазурованные изделия носили общее название – ложувари. Также существовала более ранняя техника подобного направления – кабуди мисин (глухая глазуровка с вкраплениями из окиси меди). Со временем в Риштане также сформировалась традиция изделий из фаянса – чинни, при украшении которых использовались уже известные технологии декорирования.
Изготовление керамического изделия осуществлялось на гончарном круге. После придания формы изделие сушилось на воздухе (иногда - до 40 дней), после чего мог быть нанесён первый слой узора и осуществиться обжиг. Для обжига использовалась печь (раньше - дровяная, сейчас может также использоваться газовая). После первого обжига осуществлялось нанесение ишкора, глазури, а затем – роспись. Одним из распространённых мотивов (как на моих чашках на прикреплённых фото) в тематике узора можно встретить узор в стиле "мехроб" (круг жизни), где точка в центре рисунка (на дне чашки или блюда) символизирует рождение человека, а каждый концентрический круг узора – этапы его жизни (учёба, труд, достижения, женитьба, рождение детей, внуков и т.п.). Один из последних (самых близких к краю) кругов означает смерть, но после него узор продолжается, означая продолжение жизни человека в деяниях его потомков. Каждый узор в керамике Риштана носит глубокий символизм, отражающий мировоззрения народа, давшего миру керамику кабуди мисин, ложувари и чинни.

Распространению риштанской керамики способствовали несколько факторов, одним из которых было высокое качество, а ещё одним – дешевизна по сравнению с китайским фарфором, который стоил дороже, и поставлялся из Кашгарии во всё меньших, вплоть до полного прекращения. К началу XX века Риштанская керамика была оценена по достоинству. В 1900 году продукция узбекских мастеров была представлена на Всемирной выставке в Париже. Керамику Риштана сравнивали с лучшими европейскими майоликами и считали способной конкурировать с ними, но в тот год гран-при досталось Японии – фабрике Сейджи Фукагавы с её огромной вазой (про Фукагаву – здесь:vk.com/wall-95477913_141). Но этот период также можно назвать и началом упадка керамического дела Ферганского региона. С постройкой железной дороги и с массовым ввозом фарфора, в частности – из России, производство Риштанской керамики стало снижаться, распадалось традиционное цеховое керамическое производство, где каждый мастер цеха специализировался на конкретном виде керамики. Риштанская традиция уступает первенство Бухаре, Самарканду и Ташкенту, чьи традиции в своё были взращены на наследии риштанских мастеров.
XX век ознаменовался появлением в Риштане сначала артели гончаров («Чиннигарон»), которое затем переросло в крупное керамическое объединение «Янги хает» («Новая жизнь»); а затем и формированием Риштанского керамического завода (1960-е). К этому моменту мастеров, работавших самостоятельно почти не осталось, а промышленный подход к керамике сильно изменил как внешний её вид (были введены стандарты и эталоны), так и техническое исполнение (многие натуральные краски, в том числе ишкорская глазурь и цветные ангобы, были заменены глазурями и красками на основе свинца). Конец ХХ века ознаменовался возвращением многих мастеров в лоно традиций и этих традиций возрождением: многие мастера вновь работают индивидуально, применяя в керамике старые рецепты глазури и красок. А мы по-прежнему можем прикоснуться к культуре, чей возраст по приблизительным оценкам насчитывает более 800 лет.

Поэтому, когда ваше чаепитие проходит с участием лёгкой чашки, чей рисунок кажется пёстрым и незамысловатым, помните, перед вами часть многовековой традиции целого народа, чьё мастерство формировалось из поколения в поколение, а каждый завиток узора вашей чашки имеет значение и символику. Надеюсь, что этим экскурсом в историю я смог сделать для вас Риштанскую керамику немного ближе, и что после прочтения этой статьи, ваши риштанские чаши обзаведутся недостающим элементом по-настоящему любимой вещи – душой. Такая вот история, Друзья :) P.S.: Кстати, когда будете пить чай из прекрасных риштанских чашек, не забудьте воздать благодарность Святому Бурхануддину (жившему около XII века н.э. неподалёку от Риштана) - который, по преданию, считается покровителем керамики. Каждому народу - свой Лу Юй, м? :)
Comentários